СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ - КТО ЭТО?
Старший воспитатель занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Методист анализирует, планирует, организует, координирует, контролирует деятельность педагогического коллектива.
Одной из наиболее существенных задач методиста является, на мой взгляд, поддержание уважения и почтения к Методике дошкольного воспитания и обучения - той основе педагогического знания, на которую опирается и благодаря которой развивается профессионализм и творчество педагога. Методика - это ремесло, набор приемов, технология. Овладение технологией - кропотливый труд, который не сводится только к получению информации. Организовать этот процесс постоянного профессионального совершенствования педагогов - задача именно методиста. Для этого методист организовывает педсоветы, семинары, консультации, готовит педагогов к аттестации .
Рабочее место методиста, как известно, методический кабинет. Там каждый педагог может получить практическую помощь в организации работы с детьми, а родители могут проконсультироваться по поводу развития ребенка, получить ответы на вопросы о педагогическом процессе в детском саду...
Еще одна задача методиста, пожалуй, самая важная, - понимать и правильно оценивать силы и возможности каждого педагога, знать, что важно для него в жизни, к чему он стремится, удовлетворить потребность каждого педагога в уважении, признании и самореализации.
«К достижению качества через достижения личности» -- вот, пожалуй, лозунг современного дошкольного образования. Ведь только коллектив, состоящих из уважаемых и уважающих себя личностей можно считать творческим коллективом.
(паспорт методического кабинета)
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.
В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики. Ведущими критериями оценки педагогического процесса является готовность каждого специалиста к созданию следующих условий:
- для становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды;
- для реализации целей образовательного процесса;
- для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме.
Необходимо оценивать также и содержание деятельности воспитателей:
- социальному заказу государства к данному типу учреждения;
- социальным ожиданиям субъектов образовательного процесса (детей, родителей законных представителей, педагогов);
- включённость других специалистов учреждения в педагогическую работу.
Методической службе ДОУ необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе прописаны различные компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. На основании этих компетенций необходимо выстраивать систему подготовки педагогов.
Методическая работа – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала.
Методическая работа включает следующие направления: методическое сопровождение (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных для педагогического работника проблем профессиональной деятельности) и методическое обеспечение (совместный поиск (создание), экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников).
На наш взгляд, цель методической работы в ДОО в условиях введения ФГОС ДО может быть сформулирована следующим образом: повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.
Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана.
Методическая работа в ДОУ должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса. Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития.
Отсюда следует, что субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Особое значение, поэтому, приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива.
Оценка результативности профессиональной деятельности педагогов проводится по следующим показателям:
- Чёткость в организации профессиональной деятельности.
- Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.
- Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.
- Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.
- Информационная обеспеченность каждого направления работы.
- Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.
- Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами.
- Педагогическая целесообразность методического обеспечения.
- Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на городском, федеральном и международном уровне.
Достижение нового качества дошкольного образования и личности ребенка возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Исходя из этого, выделяем задачи методической службы на новом этапе.
- Моделирование основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО.
- Создание развивающей образовательной среды в ДОО, которая позволит реализовать достижения нового качества образования.
- Формирование в ДОО коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе.
- Способствование развитию профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий.
- Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.
Методическую службу необходимо создать на диагностико-прогностической основе через систему мониторинга, направленной на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ и качества образования, привлечение педагогов ДОО к участию в конкурсных проектах, создание портфолио каждого педагога, разработка технологических карт по обучающим программам.
Профессиональное развитие педагога ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях ДОУ.
Учебно-методическое сопровождение – это одно из основных направлений, через которое проводится работа с педагогическим коллективом. Оно должно соответствовать требованиям предметно-развивающей среды и программам нового поколения (пособия, игрушки, технические средства обучения и воспитания дошкольников), помогать воспитателю в организации учебно-воспитательного процесса на современном уровне. Работа, проводимая методической службой, позволяет педагогам быть в курсе научно-методической информации и оперативно использовать новинки в практической работе. Одна из эффективных и результативных форм методической работы, дающих импульс творчеству педагогов – система поддержки профессионального роста педагогов.
Методическое обеспечение педагогов – это:
- необходимая информация, учебно-методические комплексы, т. е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности;
- это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива);
- апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий;
- информирование, просвещение и обучение кадров.
В системе дошкольного образования вводится федеральный государственный образовательный стандарт(ФГОС).С 1сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Что изменится в работе дошкольных образовательных учреждений?
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности - игру. На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы (на языке профессионалов это звучит так: основная общеобразовательная программа дошкольного образования) и программно-методическое обеспечение. Сейчас детский сад работает по программам, которые еще не вошли в реестр утвержденных федеральных программ системы образования. В Министерстве образования создан Координационный Совет, куда на экспертизу будут поступать различные программы. Утвержденные федерацией программы мы ждем в конце 2013 начале 2014 года. С учетом примерных федеральных программ в каждой дошкольной организации будет разработана собственная программа - «основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Каждый родитель может и должен познакомиться с ее содержанием в детском саду.
Введение ФГОС пойдет поэтапно, сейчас все дошкольные учреждения живут в переходном периоде и 2014 год будет так называемым «пилотным», будут созданы стажировочные или апробационные площадки в каждом регионе России, после апробации, как это и положено. Будут уточнены и изменены некоторые положения документа и уже с 2015 года ФГОС дошкольного образования будет внедряться в каждом российском детском саду.
Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия и самоценности детства. Наложено табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т.е. та, классно — урочная модель образования, которая присутствовала в детских садах и была привнесена из школы, будет утрачена. Считают, что, принятие стандарта приведет к росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей.
ФГОС дошкольного образования состоит из трёх требований, так называемых «3-х Т»:
- требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования,
- требования к условиям реализации программы,
- требования к результатам освоения программы дошкольного образования.
Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.
Чтобы быть в курсе изменений, происходящих в системе образования, и для ознакомления с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении ФГОС ДО» и Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) вы можете посмотреть ссылки:
http://www.tc-sfera.ru/sites/default/files/fgos_do_21.11.2013.pdf
http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС ДО
Примерный план внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольной образовательной организации
Самоанализ готовности дошкольной образовательной организации к внедрению ФГОС ДО (подробный вариант)
Самоанализ готовности дошкольной образовательной организации к внедрению ФГОС ДО (сокращенный вариант)
Презентация "ФГОС ДО: концептуальные основы." | |
Презентация "Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"/ Габидулина И.Р. | |
Проект презентации ООП ДО с учетом перехода на ФГОС ДО. | |
Презентация "Методическое сопровождение введения ФГОС ДО"/ Габидулина И.Р. | |
Презентация "ФГОС ДО: проблемы внедрения и пути решения"/Волосовец Т.В. директор ФГНУ "Институт психолого - педагогических проблем детства" Российской академии образования. | |
"Своя игра"/Интеллектуальная игра, направленная на выявление знаний о ФГОС ДО/автор: Габидулина И.Р. |
|
Презентация "ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях". |
|
Презентация "Корректировка Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования". |
|
Презентация "Виды детской деятельности". |
Презентация "Содержательный раздел образовательной программы". 1 часть. |
|
Презентация "Содержательный раздел образовательной программы". 2 часть. |
|
|
Презентация "Организационный раздел образовательной программы". |
Презентация "Часть образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса". |
|
Презентация "Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования". Материалы с сайта http://metodistdoybdb.ucoz.ru/index/perekhod_na_fgos_do/0-139 |
Уважаемые педагоги !
Хочу поделиться с вами ссылками на сайты, на которых проходят конкурсы для педагогов и для детей.
- http://planeta.tspu.ru/ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЛАНЕТА
- http://www.supporttalent.ru/events/ - АРИАДНА. Центр поддержки инициатив в сфере образования и науки
- http://festival.nic-snail.ru/ - Фестиваль педагогического мастерства"Дистанционная волна"
- http://piram.umi.ru/konkursy/ - НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Интернет-площадка центра педагогических технологий им. К.Д.Ушинского
- http://www.prodlenka.org/ - ПРОДЛЁНКА. Дистанционный образовательный портал
- http://www.o-detstve.ru/ - О ДЕТСТВЕ. Портал для детей, родителей и педагогов
- http://www.pedolimp.ru/ - PED OLIMP.RU Международная педагогическая олимпиада
- http://festival.1september.ru/ - ОТКРЫТЫЙ УРОК. Фестиваль педагогических идей
- http://uventa.my1.ru/ - ЮВЕНТА. Всероссийские дистанционные конкурсы
- http://tal-s-kol.ucoz.ru/ - ТАЛАНТ С КОЛЫБЕЛИ
- http://www.mir-konkursov.ru/ - МИР КОНКУРСОВ. Мир дистанционных конкурсов
- http://www.art-talant.org/ - АРТ-ТАЛАНТ. Академия развития творчества
- http://www.old.sertification.net/news/Competitions/ - ССИТ. СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- http://detpodelki.ru/ - АКАДЕМИЯ ПОДЕЛОК. Творческий и образовательный портал для детей, педагогов и родителей.
- http://vdohnovlennye.ru/ - ВДОХНОВЛЕННЫЕ ДЕТСТВОМ. Международный интернет-приект для любознательных детей, увлеченных педагогов и любящих родителей.
- http://ya-geniy.ru/ - АУРУМ. Всероссийские дистанционные конкурсы, олимпиады, викторины для дошкольников, школьников и педагогов.
- http://www.pedkonkurs.ru/ - ПЕДКОНКУРСЫ. Всероссийские педагогические конкурсы.
- http://ginger-cat.ru/ - РЫЖИЙ КОТ. Конкурсы, олимпиады, мастер-классы.
- http://vot-zadachka.ru/#top - ВОТ ЗАДАЧКА. Центр развития мышления и интеллекта. Всероссийские дистанционные олимпиады и конкурсы.
- http://www.malenkajastrana.ru/ - МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ТВОРЧЕСТВА.Творческие конкурсы для детей и педагогов.
- http://talantoha.ru/ - ТАЛАНТОХА. Конкурсы для детей, педагогов, воспитателей и родителей.
- http://zarptica.umi.ru/ - ЖАР-ПТИЦА. Всероссийские конкурсы, олимпиады, игры, викторины для детей, взрослых, творческих семей и коллективов.
Желаю творческих успехов!