Документация воспитателя.
"Неписаные правила: профессиональная этика"
Отношение к нам руководителя и коллег зависит не только от качества нашей работы, но и от особенностей нашего поведения. Ведь и на работе существуют свои понятия о том, что допустимо, а что нет. И нарушение пусть и неписаных правил может порой стать серьезной причиной для возникновения конфликтов. Чего категорически не стоит делать на работе? «Профессиональные требования к педагогу» Профессия педагог – одна из важнейших в современном мире. Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Педагог, учитель – эти слова мы привыкли употреблять как синонимы, часто одно заменяет другим. Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнители - педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ними задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности, и профессионализма. «Образ педагога» обсуждался во все времена, эта тема стала еще актуальной сегодня, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Государство и общество предъявляют большие требования. Грядут серьезные изменения. И в первую очередь должен меняться воспитатель. Нужен новый педагог, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь воспитанникам найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными себе людьми. А самым первым и самым трудным шагом на этом пути является самопознание, умение и желание взглянуть на себя со стороны. Что включает в себя модель (портрет) личности педагога ? К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения, которых невозможно стать высококвалифицированным воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии деятельности и общения педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна. Все эти свойства, не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально – педагогическим общением – важнейшее требование к личности педагога в том её аспекте, который касается межличностных взаимоотношений. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из таких качеств в отдельности воспитатель вполне может обойтись. Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший педагог представляет собой уникальную и своеобразную личность. Критерии, характеризующие личность педагога: уровень профессионализма, характер, внутреннее качество, общая эрудиция, уровень общей культуры, внешний облик (стиль, одежда, причёска), манеры (мимика, жесты, речь), особая жизненная позиция. Существующая система образования нередко отстает от тех преобразований, которые происходят в социальной сфере, но в целом достаточно гибко ее отражает. Новая ситуация, складывающаяся в обществе, задает новые цели обучения и воспитания. Они в свою очередь определяют требования, предъявляемые к личности воспитателя. Для того чтобы вовремя и точнее установить эти требования, необходимо сделать следующее: 1. Правильно оценить тенденции политического, социального и экономического развития общества. 2. Определить, какими качествами в этом обществе должен будет обладать человек, чтобы общество непрерывно развивалось. 3. Установить, какими достоинствами должен, располагать и от каких, недостатков должен быть избавлен современный человек. 4. Выяснить, каким должен стать современный педагог, обеспечивающий формирование и развитие личности, необходимой обществу. Отмеченные тенденции повысили требования к тем качествам, которым должны обладать представители нового подрастающего поколения. Какие же это качества? Прежде всего — умение жить в условиях, расширяющейся демократии, гласности, плюрализма мнений, общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе. Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей. Особой сферой проявления способности к педагогическому общению является применение педагогом поощрений и наказаний. Они стимулируют успехи ребенка, особенно тогда, когда поощрения и наказания заслуженны и справедливы. От педагогической оправданности поощрений и наказаний зависит их стимулирующая роль. Педагог, воспитывающий ребенка, должен обладать следующими качествами: - это свободная личность (высокий уровень самосознания, гражданственности, чувство собственного достоинства, честность, ориентация в духовной жизни; - это гуманная личность (милосердие, доброта, способность к состраданию, готовность оказать помощь, терпение, доброжелательность). - это духовная личность (стремление к внутреннему самосовершенствованию, к поиску смысла жизни) - это творческая личность (развитие способностей, потребность в знаниях, умениях, развитый интеллект) - это практическая личность (трудолюбие, знание экономики, хозяйственность, знание народных и религиозных обычаев, владение языками, компьютером, обеспечение благосостояния семьи, здоровый образ жизни, хорошие манеры) Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна. Все эти свойства, не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности. В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку. Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.
Пользования средствами мобильной связи в ДОУ -детский сад № 71. Во время занятий с детьми, совещаний, педсоветов, собраний, праздников, сна детей звук мобильного телефона необходимо переводить в беззвучный режим. 2. Рекомендуется использовать в качестве рингтона мобильного телефона при нахождении в ДОУ либо стандартный звонок телефона, либо классическую музыку. 3. Запрещается использование в ДОУ гарнитуры мобильных телефонов. 4. На время телефонного разговора запрещено оставлять воспитанников без присмотра. 5. Разговор по мобильному телефону не должен быть длительным.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ: Деловой этикет - это свод определённых правил поведения, принятых в сфере производства, услуг, культуры, науки и т.д., то есть в сфере вашей профессиональной деятельности. Соблюдение служебно-делового этикета зависит от времени и обстоятельств. В отличие от норм морали (этики) правила этикета в большей степени являются условными и носят характер неписаных законов, которые все неукоснительно соблюдают. В любых жизненных ситуациях надо стремиться к хорошим отношениям со всеми, даже если сталкиваешься с человеком на короткое время. Буфетчица, вахтёр, гардеробщица - всё это сотрудники, с которыми мы сталкиваемся и быстро расходимся на целый день. Можно пройти мимо, не обратив внимания, а можно поздороваться, улыбнуться и сказать несколько приятных слов. Имидж делового человека. Каждый из нас создаёт из себя определённый образ, как сейчас говорят - имидж. Он может быть различным: доброго и приятного в общении человека, недотёпы, грубияна, скандалиста... Сколько людей - столько и образов. Всегда и везде необходимо быть в подходящей к случаю одежде! Во многом наш образ зависит от восприятия нас другим человеком. Создавая свой образ, каждый человек должен подумать, каким он хочет быть в глазах окружающих. Американский психолог Дейл Карнеги в своей книге <Как завоевать друзей и оказать влияние на людей> предложил шесть правил искусства нравиться.
Первое - искренне интересоваться другими людьми. Чтобы познать других, надо меньше говорить о себе, больше слушать других, в беседе меньше употреблять местоимения. Стараться выяснить, что ваш собеседник думает по тому или иному вопросу, как он живёт, чем интересуется. Второе - улыбаться людям. Человек с улыбкой в глазах и на губах всегда нравится людям. Улыбка без иронии и ехидства, идущая изнутри человека, скажет: <Я рад тебя видеть, мне приятно говорить с тобой>. Третье - обращаться к собеседнику по имени. Чтобы лучше запомнить имена тех, с кем знакомишься, надо мысленно повторить несколько раз это имя, а еще лучше - записать. Четвёртое - уметь слушать собеседника, при этом задавать вопросы, на которые самому хотелось бы ответить. Уметь посочувствовать человеку, если он нуждается в этом. Если у вас возникло желание перебить собеседника, сделайте глубокий вдох и дайте собеседнику продолжить свою мысль. Внимательный собеседник заметит это и оценит. Пятое - говорить с собеседником о том, что его интересует. Это самый верный путь к сердцу человека. Шестое - внушать друзьям, коллегам осознание их собственной значимости для вас, коллектива, семьи... Но делать это надо искренно. Надо видеть достоинства других людей, хвалить их и благодарить за то доброе, что они делают для нас. Хорошие слова приятны окружающим. После хороших слов, сказанных людям, вы сами почувствуете, что становитесь добрее. Все, о чем здесь было сказано, адресовано как руководителю предприятия, офиса, компании, так и всем её служащим. Культура поведения — поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой и в экстремальной ситуации.
Девять секретов успешного проведения родительского собрания. (памятка для воспитателя) 1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших воспитанников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п. 2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся детей вашей группы, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями. 3. Особое внимание обратите на размещение родителей в группе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга. 4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга. 5.Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д. 6. Берегите время людей, приглашенных на собрание.С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением. 7.В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей. 8.Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая. 9. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
«Как подготовиться к докладу, выступлению» I. Этап – подготовка доклада, выступления. 1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей. 2. Формулировка основных вопросов доклада, выступления. 3. Составление развернутого плана выступления. 4. Просмотр и чтение специальной литературы. Подбор и систематизация наглядных материалов. Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег. Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения. 5. Распределение материала по вопросам. 6. |