"СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ"
Фундамент физического и психического здоровья закладывается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от Вас, родители, от того, как вы будете воспитывать детей, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к регулярным занятиям физкультурой, потребность в здоровом образе жизни. Сделать это не просто.
Если Вы с первых лет приучили ребенка к правильному режиму, закалили его, то ваша задача облегчается. Вам надо лишь последовательно продолжать начатое. Но если Вы уделяли физической культуре недостаточно внимания, что-то упустили, не огорчайтесь. К счастью, многое еще можно исправить. Надо только проявить настойчивость.
Физическое воспитание ребенка – не простое дело. Для того, чтобы добиться успеха, родителям надо много знать и уметь.
Ваш ребенок растет, становится все более самостоятельным. Его организм крепнет, движения делаются более четкими, уверенными, быстрыми, игры усложняются. В процессе игры ребенок приобретает жизненный опыт, развивает творческое воображение. Он тянется ко всему новому и очень подвижен. Не торопитесь останавливать его, лучше постарайтесь направить эту подвижность в нужное русло, использовать ее для формирования жизненно важных навыков. Одним из важных средств воспитания являются гимнастические упражнения, различные формы ручного труда, подвижные игры. Ежедневные упражнения предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребенка.
Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Хотите Вы или нет, но Вам не остановить стремительный темп жизни.
Физические упражнения – противовес, который поможет вашим детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем Мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к современной жизни.
Успехов Вам, уважаемые родители, в нелегком, но благородном деле воспитания здоровых, крепких, умных детей!
Консультация : "Готовимся к школе "
Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша, начиная с трех лет, другие – за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка – это и есть подготовка к школе. Самое главное – не впадать в крайности. Не переусердствоват
Оценить развитие будущего первоклассника можно самим или проконсультирова
Такие тесты обычно проверяют:
-
развитие памяти (норма при запоминании 10 слов – 6 и более слов);
-
чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах;
-
развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.);
-
произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);
-
готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу);
-
умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);
-
развитие логического мышления (умение найти сходство-различи
е, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательнос ти и т.д.); -
пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет – справа, слева, за, над, под и т.д.);
-
общую осведомленность ребенка об окружающем мире;
-
элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить не сложную задачу с помощью предметов).
Оценивают также, что привлекает ребенка в школе (возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты – новый рюкзак, интересный пенал и т.п.); как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы и многое другое.
РЕБЕНКА СЧИТАЮТ НЕ ГОТОВЫМ К ШКОЛЕ, ЕСЛИ ОН:
-
настроен исключительно на игру;
-
недостаточно самостоятелен;
-
чрезмерно возбудим, импульсивен, не управляем;
-
не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
-
мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
-
имеет серьезные нарушения речевого развития;
-
не умеет общаться со сверстниками;
-
не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.
При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс. Но вполне возможно, что при поступлении в школу повышенного уровня образования (гимназия, лицей и др.) ребенку предстоит тестирование.
Во-первых, у школы обязательно должно быть разрешение от органов образования на эту процедуру.
Во-вторых, родители имеют право присутствовать на собеседовании с ребенком или на тестировании.
Узнайте заранее, есть ли у школы особые требования к поступающему: умение бегло читать и т. д., чтобы не было неожиданностей. Стоит заранее подготовить малыша. Для многих эта проверка готовности к школе – настоящее испытание. Даже, если у ребенка хороший интеллектуальный уровень и он многое умеет, в ситуации экзамена он может растеряться. Обратитесь к опытному психологу-диагно
Обычно, когда говорят о "школьной" готовности малыша, имеют в виду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не менее важная сторона. И связана она с психологической подготовкой ребенка. Вот на какие моменты стоит обратить внимание.
-
Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми – и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.
-
Некоторые дети теряются, не имея навыка "выживания в толпе" (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте.
-
Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или – детский вариант – дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.
-
Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.
-
В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?
-
Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе – хвалите за готовый результат.
-
Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, "шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.
-
С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.
-
Стоит помнить вот ещё о чем. При поступлении в общеобразователь
ную школу ребенок не обязан уметь читать, писать или считать. И все же новый важный период в своей жизни лучше начинать с ощущения "Я могу делать вот это и это", чем с ощущения "Я не умею ничего, что умеют другие дети".
ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.
Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.
А КАК ЖЕ ПРАВИЛЬНО?
При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.
Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует научение. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводиться на "нет".
Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут.
КАК РАСПОЗНАТЬ НЕПРАВИЛЬНЫЙ НАВЫК?
О неправильном навыке письма говорят следующие детали:
-
Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет «щепотью», «горсточкой», в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.
-
Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.
-
Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.
-
Кисть жестко фиксирована.
-
Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
-
Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.
Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствоват
Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.
КАК ИСПРАВИТЬ?
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами:
-
На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
-
Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.
Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированость навыка письма.
КАК РАЗВИТЬ МЕЛКУЮ МУСКУЛАТУРУ РУКИ РЕБЕНКА?
-
Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку.
-
Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
-
Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
-
Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
-
Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
-
Заводить будильник, игрушки ключиком.
-
Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
-
Резать ножницами.
-
Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
-
Делать пальчиковую гимнастику.
-
Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
-
Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).
Успехов вам, уважаемые взрослые, в ответственном деле – подготовке ребенка к школе.
"ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ – ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ "
Пожалуй, самая большая «болезнь» нашего времени – телевизор. Просмотр телевизионных передач занимает значительную часть свободного времени младшего школьника. По данным медиков, в некоторых семьях ребенок проводит за этим занятием от 8 до 15 часов в неделю.
Что же должно стать нормой в каждой семье? Дадим несколько советов, выполнение которых поможет вам обеспечить нормальное физическое развитие дошкольника.
СОВЕТ ПЕРВЫЙ:
Сделайте традицией в вашей семье различные игры малой подвижности – прятки, жмурки, хождение с предметами на голове, метание в цель небольших предметов (например, набрасывание колец) – игры, которые можно проводить в комнате. Чередуйте подвижные игры со спокойными занятиями – вот здесь пригодятся и кроссворд, и шашки, и шахматы и т.п.
СОВЕТ ВТОРОЙ:
Постарайтесь разнообразить прогулки вашего ребенка, научите его правильно организовывать физические нагрузки. А для этого хотя бы иногда проводите вместе с ним время, предназначенное для прогулок. Летом используйте игры в мяч, салки, догонялки, перетягивание каната, бег (прыжки) в мешках, упражнения на ловкость («пролезь», «перелезь», «докинь», «попади в цель») и на равновесие («пройди по доске, бревну, жердочке», «перепрыгни, чтобы не замочить ног») и т.д. С большим интересом дети играют вместе с взрослыми в футбол, волейбол. В зимнее время приучайте детей ходить на лыжах, научите кататься на коньках, играть в хоккей, метать снежки, привлекайте к постройке больших снежных фигур.
Воскресенье должно стать днем занятий физической культурой. Это может быть поход на дальнюю речку, в лес, на рыбалку. В теплое время года можно организовать ночлег на природе. Здесь дети тоже получат дополнительную физическую нагрузку: помогут собрать хворост для костра, поучаствуют в установке палатки, походят по лесу в поисках ягод или грибов. Да и сон на свежем воздухе принесет большую пользу нервной системе ребенка. Привлекайте детей к планированию таких мероприятий, обсуждайте с ними предстоящую поездку или поход. Привлекайте к участию в них сверстников вашего сына или дочери, их друзей, братьев и сестер. Совместные мероприятия, общие игры и физические занятия укрепят их взаимоотношения, помогут сформировать представления о правилах дружбы, взаимопомощи и соревнования.
Очень интересно проходят межсемейные соревнования. К ним можно придумать девиз (например, взять всем известные крылатые слова «Папа, мама, я – спортивная семья»), подготовить призы, организовать после соревнования праздничный сладкий стол, то есть проявить творчество и выдумку уже на этапе подготовки к семейному мероприятию. В такие праздники-соревн
СОВЕТ ТРЕТИЙ:
Выполняя его, вам придется проявить терпение и настойчивость. Разговор касается возможных ограничений просмотра телепередач.
Возьмите за правило в конце недели просматривать вместе с сыном (дочерью) программу телепередач и отмечать те, которые хочет посмотреть он (она) или советуете вы. Предоставьте ребенку право выбора, объясните, почему вы советуете посмотреть именно эти передачи, обратите внимание на то, что они не только полезны, но и весьма интересны.
Поверьте, опыт многих семей убеждает, что такая практика дисциплинирует ребенка, он привыкает отказываться от длительных просмотров телепередач и учится с успехом заменять их более интересной деятельность.