Суббота, 30.11.2024, 20:15
Приветствую Вас Гость | RSS

МБДОУ детский сад №7

Меню сайта
Наши соцсети
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Музыка

                          

 

Татьяна Владимировна Воротынцева

Высшая квалификационная категория

Стаж работы-33 года

Тема по самообразованию:  «Приобщение дошкольников к народному творчеству,

 формирование интереса к истокам,  традициям отечественной культуры»

Кредо: Педагогика… Игра на струнах душ

В сольном исполнении, в оркестре…

Зазвучит сюита или туш?

Исполняй же музыку, маэстро!

Увлечение: Рукоделие.

 

                          ​                           Личный блог музыкального руководителя

                                                           Талантливый человек талантлив во всем

Влияние семьи на развитие музыкальной культуры ребенка

        Семья - первая «среда», окружающая ребёнка и ежесекундно влияющая на него. Она воздействует всем: укладом быта, каждым произнесенным словом, высказанной мыслью, интонацией. Еще больше - примером, поступками, действиями, увлечениями - отношением к окружающему. Воздействует независимо от того, привлекают ли родители сознательно внимание детей ко всему этому или пускают их «на самотёк». Особая роль в воспитании ребёнка принадлежит музыке. Исполнение песен и участие в играх развивает также память детей. Родитель может вызвать в памяти ребёнка песни, напевая без слов мелодию одной из них. Прослушивание дома с ребёнком детских песен и инструментальной музыки развивает воображение детей. Слушая музыку, ребёнок создает в своем воображении новые эмоциональные связи в соответствии с характером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает их своей фантазией.

        Первые песни, с которыми встречается ребенок в своей жизни - колыбельные. Колыбельная песня родилась из необходимости помочь маленькому ребенку при засыпании. Ведь детский организм занят собственным выстраиванием и созиданием, и в первый год жизни этот процесс идет особенно быстрыми темпами. Все её средства выразительности: темп, мелодика, ритмическая структура - направлены на то, чтобы выровнять пульс, дыхание ребенка, снять эмоциональное возбуждение, успокоить его и усыпить. Однако колыбельная песня - это не только укачивание, убаюкивание ребенка, но, прежде всего, общение с ним близкого, любящего человека через ласковые, успокаивающие интонации, создание для него комфортного состояния защищенности вблизи с любящими взрослыми. Можно сказать, что колыбельные - это звучащие образы любви и ласки, обращенные к малышу. Пение колыбельных песен в народной традиции реализовывало потребность ребенка в общении, способствовало накоплению у него чувственных впечатлений об окружающем его мире. Благодаря легким интонациям колыбельных песен, мир был наполнен лаской, теплом, уютом и любовью.

       С этим искусством дети соприкасаются с первых дней жизни, слушая колыбельные песни, а позднее пытаясь издавать голосом протяжные звуки, ритмично двигаясь в «такт» музыке. Музыка возбуждает непосредственные эмоции, определяющие действия ребёнка, поэтому она является незаменимым средством воспитания в семье.

                                                                                      Музыкальный руководитель  

    Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.           

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.          

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.      

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.       

6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.  В ребенке важно развивать все лучшее , что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.  Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от 2-3 лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути   ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения. Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать, выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать - это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.       Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.       Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал. Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально. Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

 

Духовно-нравственный аспект в художественно-эстетическом развитии ребенка в свете ФГОС. (из опыта работы). Часть №1

    Русский педагог А. С. Макаренко писал: «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей.

Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

В настоящее время в обществе назрела проблема, связанная с духовно-нравственным воспитанием человека. Экономические и социальные изменения в современной России ставят людей в жёсткие условия выживаемости. Погоня за материальными ценностями, жажда наживы, заставляет людей не стесняться в выборе средств, а все духовное, накопленное веками, отходит на второй и третий план. Стараясь обеспечить семью, мы, порой, не замечаем, как уходит из нашей жизни Доброта, Порядочность, Сострадание, Милосердие, Красота. Увлеченные решением материальных вопросов, мы забываем о живом человеческом общении, особенно с детьми, так необходимом для их психического и физического благополучия. Поэтому дети превращаются в заложников компьютерных игр, телевизионных программ, которые часто отрицательно влияют на их нервную систему и психику. Дети становятся возбужденными, агрессивно настроенными, не испытывают интереса к такой области, как познание. Это проявляется и в нежелании слушать и читать русские народные сказки, в которых прослеживается победа Добра над Злом, осуждаются отрицательные качества героев, сказки, в которых содержится веками накопленная народная мудрость. Сознание детей заполонили монстры, вампиры, семейки Симпсонов, а также драки, кровь, чудовищная речь и дикий сленг, порой переходящие все грани приличий. Неслучайно выдающийся польский педагог Я. Корчак писал: «Все, что творится в грязном мире взрослых, существует и в мире детей, где можно найти представителей всех их недостойных поступков. Дети подражают жизни, речам и стремлениям воспитавшей их среды, ибо имеют в зародыше все страсти взрослых».

Именно поэтому необходимо актуализировать проблему культурного и духовного обновления общества, один из путей которого лежит через художественно-эстетическое развитие ребенка. Ведь современные условия жизни, возрастающий поток информации со всего мира ставят человека перед необходимостью разбираться в исторических и культурных процессах.

Как подчеркивает Н. И. Киященко, «… у России нет шансов безболезненно и быстро войти в сообщество современных и культурных народов без воспитания и развития культурно-образованного и эстетически развитого человека, настоящего Патриота и Созидателя. Поэтому мы, педагоги, с большим воодушевлением восприняли задачи ФГОС, которые направлены на:

1) охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (дошкольного и начального общего образования) ;

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, детьми, взрослыми и миром;

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим особенностям детей;

9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В моей многолетней работе всегда приоритетным направлением являлось духовно-нравственное и музыкально-эстетическое воспитания, формирование общей культуры, использование интеграции образовательных областей в проектной деятельности, как основу для гармоничного развития Личности Ребенка, таких как:

1) социально-коммуникативное развитие;

2) познавательное развитие;

3) речевое развитие;

4) художественно-эстетическое развитие;

5) физическое развитие.

Я рада, что мое Мировоззрение, мой Житейский и Педагогический Опыт моя точка зрения по поводу реформ в дошкольном воспитании, по многим позициям совпадает с ФГОС.

Моя практическая работа по приобщению детей к Искусству всегда строилась по принципу взаимосвязи информационных, действенно-мыслительных и преобразовательных компонентов, направленных на эмоционально-чувственную и мотивационно-потребностную сферу личности ребенка, потребностей в расширении интеллектуально-художественного опыта в виде знаний, представлений об искусстве и практической их реализации в художественно-творческой деятельности.

«Музыкальное воспитание – это не только не только воспитания музыканта, а прежде всего – Человека». Это высказывание В. Сухомлинского и стало моим профессиональным кредо. Как форму работы я выбрала музыкально-литературные встречи в гостиной, а серию разработанных и проведенных «Мастер-классов», назвала так: «Напитаем Душу Красотой и Любовью».

Вот некоторые из них: «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу» (о творчестве А. С. Пушкина, «Гой ты, Русь, моя родная» (о творчестве Есенина, «Образ зимы в искусстве», «Осенние мотивы», «Весенние фантазии», «Дарите женщинам цветы», «Женские образы в искусстве», «Морские мотивы в искусстве», «Волшебные превращения бабочек», «С чего начинается Родина? », «Мне посчастливилось родиться на Руси», «Образ Русской березы в искусстве», «От старины до наших дней романса звуки мне все ближе и милей», «Спасибо, Сердце, что ты умеешь так любить, «В гостях в Мастерской Художника», «Чудесная страна Лукоморье», «Посвящение в казачата».

Каждая из этих музыкально-литературных встреч, несёт в себе не только информационную основу, но и колоссальное художественно-эстетическое обогащение и насыщение, причем, не только детей, но и взрослых, а также способствовало духовному очищению и психологическому комфорту. В своей работе я использую программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», Тарасовой «Синтез искусств, как развивающая среда», программу «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Гармония развития» Бурениной А. И., а также парциальные программы и методические технологии Е. А. Дубровской «Ступеньки музыкального развития», Н. И. Зиминой «Музыкальные занятия в детском саду».

Еще одним важным направлением в художественно-эстетическом развитии детей считаю драматизацию и театрализацию сказок, с использованием сказкотерапии, арттерапии, музтерапии, которые осуществляю в творческом союзе с педагогом-психологом, преподавателем по изодеятельности и другими педагогами. Так, были поставлены сказки: «Золотая Птица», «Душа Сада», «Как красивые дела сердца исцеляют», «По-Щучьему велению на новый лад», «Сказка о Холодном и Горячем Сердце», «Подснежник и Фиалка», «Бал Цветов», «На балу у Золушки», «Волшебный Цветок», «У природы нет плохой погоды», «Как Ежик маму поздравлял» и другие.

     Считаю, что именно сказка, обыгрывание сказочных образов, позволяет осуществлять бережное, деликатное, ненавязчивое, трепетное и, одновременно, максимальное раскрытие способностей, таланта, индивидуальности каждого ребенка. Кроме того, способствует его эмоционально-нравственному, духовному обогащению, его познавательно-речевому и социально-коммуникативному развитию, что, без сомнения, соответствует ФГОС.

Последние годы меня очень заинтересовала инновационная, интегративная проектная деятельность, как форма Сотворчества команды энтузиастов и единомышленников, настоящих Мастеров Своего Дела.

Сотрудничество – это совместная деятельность группы участников ради достижения одной, конечной цели, к которой каждый стремится наиболее удобным и приемлемым для себя способом, учитывая свою специализацию и личностные особенности, одновременно считаясь с интересами партнеров и обладающим социальной компетентностью.

Духовно-нравственный аспект в художественно-эстетическом развитии ребенка в свете ФГОС.

(из опыта работы). Часть №2

     Социальная компетентность – интегральное качество личности, позволяющая, с одной стороны, осознавать свою уникальность, быть способным к саморазвитию, а с другой – осознавать себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать, исходя из поставленных общих целей и задач, и просто на основе общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей.

    Так были созданы, реализованы, внедрены и распространены два авторских, познавательно-творческих, проекта: «Цветок Толерантности» (по воспитанию толерантности у детей) и «Напитаем Душу Красотой и Любовью» (по приобщению детей к истокам русской культуры, к основам православия и любви к Родине) .

    Результаты позволяют говорить о перспективности такой формы работы педагогов в формировании художественно-эстетических предпочтений, этических ориентиров, эстетического вкуса у детей, как в жизни, так и в искусстве, что, несомненно, соответствует ФГОС.

А. П. Чехов сказал: «Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения не существуют».

    Г. Ибсен писал: «Чтобы иметь основания для творчества, нужно чтобы сама жизнь ваша была содержательна». И это действительно так. Практикой доказано, что любой вид творчества не просто развлечение и приятное времяпровождение – это мощный инструмент интеллектуального, эстетического и духовно-нравственного развития Личности ребенка.

    Считаю, что «Мастер-классы» - это самая оптимальная, интерактивная форма работы и распространения передового опыта, а его активное обсуждение, творческое решение возникающих проблем, является обогащением педагогического опыта. Так были проведены занятия: «Колокола России», «Русские Богатыри», «Пасхальная встреча».

     Несколько слов хочется добавить о разработке последнего авторского проекта «Напитаем Душу Красотой и Любовью». Целью проекта является развитее нравственных чувств, в том числе и Патриотизма. Патриотизм, как и все нравственные чувства, зарождаются в дошкольном возрасте и, если не посеять эти семена своевременно, то и не сформируются и не вырастут в Душе ребенка такие высокие и святые чувства, как Любовь к Родине, СОСТРАДАНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Патриотизм начинается с любви к родному дому, к своей семье, к окружающим.

    Эта проблема актуальна для всех звеньев единой системы образования – в соответствии с ФГОС. На это обращают ряд таких документов: «Закон РФ об образовании», «Национальная доктрина образования в РФ», «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы к условиям ее реализации». Об этом говорил и президент В. В. Путин в своей поздравительной речи к празднику Пасхи, а также подчеркивал ее актуальность в своих ответах на вопросы трудящихся по телефонам «горячей линии». Солидарен с этой позицией и ФГОС.

      На мой взгляд, ознакомление с традициями, культурой русского народа и народов мира – это неиссякаемый Источник Познания и Развития. И, чем раньше этот мир станет ближе и понятней ребенку, тем вероятнее, что у него сформируется потребность пополнять свои знания, уважать культуру, обычаи своего и других народов, что, несомненно, будет являться фактором его становления, развитию его толерантности, поможет стать настоящим Гражданином своей страны. В решении этих задач, для получения разноаспектных впечатлений, на занятиях мы используем технологию «погружения в культурно – историческую среду». Это и ознакомление с видами искусства, фольклором, народными промыслами и народным творчеством, а также использование ИКТ во всех ее разнообразиях.

    Наши проектные занятия строились на взаимосвязи информационных, действенно-мыслительных и преобразовательных компонентов, направленных на эмоционально-чувственную и мотивационно-потребностную сферу личности детей, потребности в расширении интеллектуально-художественного опыта в виде знаний, представлении об искусстве и практической их реализации в художественной, творческой деятельности.

     Каждое занятие несёт информационную основу, тем самым, способствуя реализации образовательных задач. Цель информационного компонента состояла в формирование первоначальных знаний и представлений о русской культуре и ее особенностях. Мы исходили из точки зрения педагогов и психологов о том, что чем больше у ребенка первоначальных представлений и опыта, тем больше возможностей для проявления и реализации его творческого потенциала (Л. С. Выготский, И. Я. Лернер, В. И. Логинова, М. Н. Скаткин) .

    Цель действенно – мыслительного компонента состояла в формировании умения детей планировать и организовывать свою творческую деятельность, воспринимать информацию, уметь оценивать и осмысливать результат своих действий.

     Чтобы выделить изобразительную задачу, мы продумывали что? дети должны освоить. Следующий вопрос как? должны выполнить работу, какие? им потребуются умения и навыки.

    Развивающие задачи предусматривали развитее образного мышления, воображения, а также личностных качеств: волю, самостоятельность, творческая активность.

      Воспитательная задача содержала ответ на вопрос: что мы хотим воспитать? в детях посредством искусства.

      В качестве основ выступал эмоциональных компонент, который не только входил в структуру каждого занятия, но и являлся условием их построения, обеспечивая эмоциональное благополучие, выраженное в удовлетворении потребности в деятельности, общении, информации, а также во внутренней защищенности, выборе различных форм активности и самостоятельности детей. Ориентирующая, корректирующая, регулирующая, активизирующая функция эмоционального компонента доминировали в каждой теме занятия и обуславливали успешность реализации программных задач проекта.

      Творческая работа по проекту требует создания определённой пространственно-развивающей среды, достаточного оснащения, глубокого методического анализа, накопления музыкально-литературного материала.

     Занятия были обеспечены достато

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz