Тема самообразования: "Устное народное творчество в развитии речи детей"
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.
Фольклор — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Являются образцом речи. Но еще К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные ). «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К.Д. Ушинский.
В наши дни данная проблема становится еще более актуальной.
Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит проблемам в развитии речи детей.
К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
Педагог детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее. Но жизнь в русле народной культуры не может быть навязана педагогу. Она может быть только результатом естественного выбора свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом.
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
«В гостях у Солнышка»
Цель: Вспомнить и повторить знакомые потешки, вызвать желание слушать их ещё раз, развивать интонацию, выразительность речи, воспитывать интерес к устному народному творчеству, закрепить жёлтый цвет, развивать мелкую моторику.
Предварительная работа: чтение потешек, выкладывание солнышка из счётных палочек «лучиков» (жёлтого цвета).
Ход занятия:
Ребята, давайте посмотрим в окошко, светит ли солнышко?
Давайте его позовём.
Солнышко ясное, нарядись
Солнышко красное покажись.
Платье алое надень,
Подари нам ясный день.
Вот и солнышко выглянуло. Порадуемся солнышку.
Светит солнышко в окошко
Прямо в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку.
Но вдруг солнышко закрыла тучка.
Тучка с солнышком опять
В прятки начала играть.
Только солнце спрячется
Тучка вся расплачется.
А когда тучка расплачется, что идёт? Дождь.
Расскажем про дождик.
Дождик, дождик, веселей.
Капай, капай, не жалей.
Только нас не замочи
Зря в окошко не стучи.
Брызни в поле пуще,
Станет травка гуще!
После дождя выросло много грибов. Давайте пойдём в лес и пособираем грибы. Пришли в лес, а там зайка.
Мы ходили по грибы
Зайца испугались.
Схоронились за дубы,
Растеряли все грибы,
А потом смеялись
Зайца испугались.
А теперь вернёмся в группу. И выложем на столе доброе, ласковое солнышко. Посмотрите, как стало светло в группе, это ваши солнышки светят. Давайте поиграем с солнышком.
Встало утром солнышко
И гулять отправилось (ходьба по кругу)
И на нашей улице
Всё ему понравилось (наклоны головы вправо-влево)
Побежало солнышко
Золотой дорожкой (бег по кругу)
И попало солнышко
Прямо к нам в окошко (складывание рук в фигуру «окошко»)
Вместе мы отправились
С солнцем в детский сад (ходьба на месте)
Приласкало солнышко
Сразу всех ребят (поглаживание себя по голове).
Вот, какое доброе замечательное солнышко. Всех ребят погладило, чтобы вы росли крепкими, здоровыми и добрыми, как солнышко. (воспитатель по очереди гладит всех ребят по голове). В конце занятия угощение-сюрприз детям.
Вот как дружно мы живем!